Пенелопа Круз






Отзывы - full

Вики Кристина Барселона (Vicky Cristina Barcelona) - Вуди Аллен, 2008

Вуди Аллен, мелкий тип с большой репутацией, построил себе имя на внимании к тонким деталям. Он учился у Бергмана оттачивать навыки передачи на экран душевных колебаний, поверяя легкость и удобоваривамость этой передачи радушным приёмом у городского сноба - интеллектуала средней паршивости,обладающего мизерными талантами и большими представлениями о себе. Досконально изучив этот тип (не в последнюю очередь, на собственной персоне), Аллен делает ставку на мелодраматическую психотерапию - почти идеальную для такого сорта публики, которая желает развлекаться чуток изощреннее, чем это могут предложить мыльные оперы.

Аллена всегда спасала бергмановская подстройка и ироничное отношение. Первая создавала остов экранного характера, вторая - закладывала настроение фильма. Отработав технику подачи человеческого материала, Аллену оказывается всё равно, какие порывы и страсти изображать. Он какпианист, филигранная техника которого позволяет тому исполнять любые произведения, не мучая себя экзистенциальными переживаниями и мучительными вхождениями в каждый образ. Кажется, старик сам не отличит одного своего сюжета от другого - он просто играет тему, как умеет. В итоге, автоматически концентрируясь на частностях (бытовых штрихах, точности поведения, случайных проговорках), Аллен создавал себе преимущества, способствовавшие проявлению психологического портрета. О доскональности образов развлекательный кинематограф с каждым годом задумывается всё реже. Создание киногероя повсеместно отдано на откуп индустрии спецэффектов и сценарному экстремизму, в любом случае -непроходимому экшну, в суете которого герою некогда остановиться и подумать. Выдерживание пауз, появление тени сомнения, демонстрация размышлений перед поступком, разжевывание действий подопытного - все то, что говорит о "рефлексии" - составляет комплекс фирменных приёмов Вуди Аллена, следование которому позволяет автору с блеском (для своей аудитории)выдерживать картину в избитом жанре. Этот алленовский жанр с недавнихпор принято связывать с заглавием хрестоматийного произведения нашего соотечественника. "Преступление и наказание" - один из вечных сюжетовмировой культуры даёт реципиенту возможность примерить доспехи чужих ошибок и слабостей. Это всегда интересно и поучительно, особенно, если художник мастерски улавливает типические черты, которые без труда можно приложить к самому себе.
Конкретный фильм Аллена - первый вего зарубежном портфеле - обошёлся без убийств. Однако проступки и гадостное чувство самонаказания в нём тоже присутствует.

…Две американки, серьезная Вики и легкомысленная Кристина, приезжают на лето в Испанию, где случайно встреченный ими барселонский Казанова закружит обеих в вихре знойных страстей и опрометчивых поступков.

Страсть к курортным романам, как одна из немногих возможностей для махрового обывателя испытать на практике свои романтические усилия, используется Алленом сполна. Повсюду разбросаны приманки сладкой жизни: податливый климат, художественные закоулки, отрадная леность. Красивые персонажи чудесно проводят время за бокалом вина в тени густых садов под музыку и стихи. Очень просто захватить наживку и мечтательно раствориться в прелестях заграничного отпуска. Но что-то мешает. Вероятно, чем больше искушен зритель, тем меньшее воздействие окажет нанего сентиментальный набор картины, которая (и не безосновательно) кажется пустячком с видовым оформлением. Но Аллен - это всё-таки не обслуга туристических фирм, он всегда был морализатором, умело подтрунивавшим над глупостью соотечественников.

Неотказываясь от своего законного права - быть "иронией судьбы" -режиссер в самый "романтический" момент подкладывает героям очередную свинью, сбивая настроение умилительного рассказа. Разумная Вики первой угодит в постель к испанскому мачо, а ветреная Кристина, склонная к поиску неожиданностей, попадет в дурацкий лирический переплет, в котором "неожиданно" получит лесбийский опыт. Обе героини любовного ралли покинут страну корриды с такими скорбными минами на лицах, что над ними можно будет только позлорадствовать.

То же самое могут проделать недоброжелатели Вуди Аллена. Главной реакцией поклонников режиссера (как впрочем, и на другие фильмы его европейского кинопериода), по-прежнему, остается нескрываемое смущение.То ли автор слишком виртуозен в своих трагикомических опытах, что невсякий это может прочитать, то ли у него действительно не хватает фантазии на острую и едкую фразу. Ребекка Холл, Скарлетт Джоханссен, Хавьер Бардем и Пенелопа Крус выглядят весьма непосредственно и играют лучше, чем в иных звездных ролях. Но их герои слишком гладкие и плоские, чтобы очаровать так, как это умели сделать Ханна и её сестры, а также их мужья, коллеги идрузья, отвечавшие в лучших фильмах Аллена за интеллигентное население Манхэттена. При всей открытости отношений и опере точности чувствнью-йоркские протагонисты сохраняли автономность и держали дистанцию созрительным залом, в то время как новоиспеченные секс-символы слишком навязчиво пытаются втереться в доверие. Актеров, равно как и их героев, подводит умышленность обаяния. Но персонажи малоинтересны - они бездарны и трусливы, лишены дерзости и фантазии. Неудивительно, что лирические приключения сердцеедок закончатся с истечением срока визы. У их чувств нет, и не может быть, продолжения - как нет будущего у марионеток, после выступления обязанных вернуться в свою кукольную коробку.

автор. Владислав Шувалов

Источник: СИНЕМАТЕКА



Статью добавила: somy, 11.05.2009, 12:25
Ссылка на источник: http://www.cinematheque.ru/