Пенелопа Круз






Педро Альмодовар: «Голливуд делает кино исключительно для тинейджеров. Я отказываюсь»

На экраны выходят «Разомкнутые объятия» Педро Альмодовара - фильм, в котором Пенелопа Крус, его любимая актриса и нынешняя муза, сыграла лучшую свою роль. В «Объятиях» Альмодовар рассказывает историю о любви кинорежиссера к актрисе, о ревнивом продюсере, об искаженных воспоминаниях и съемках некоей эксцентричной картины, в которой без труда узнаются его же легендарные «Женщины на грани нервного срыва». Накануне российской премьеры Альмодовар рассказал Антону Долину, как развиваются его собственные романы на съемочной площадке и с кого он берет пример.

В «Разомкнутых объятиях» у каждого героя есть свой двойник, или даже несколько двойников. Что вы имели в виду?

Кинематограф удваивает человека, тема этого фильма - кино, поэтому многие персонажи двоятся в глазах. Все, что вы видите на экране любой кинокартины, во время съемок бесконечно множится при помощи разнообразных мониторов: сегодня меня больше интересует не то, что происходит в придуманной истории, а то, что можно разглядеть на мониторе. Порой камера улавливает ту часть реальности, которую не способен разглядеть человеческий глаз.

Как связана ваша любовь к кино с любовью к Пенелопе Крус?

Действительно, «Разомкнутые объятия» - мое признание в любви к кинематографу и свидетельство моей страстной увлеченности Пенелопой. Обе привязанности сходятся в одной точке. Такого рода пристрастие к актрисе - явление таинственное, словами о нем не рассказать, можно только почувствовать. То же самое с любовью: невозможно определить ее причины, нельзя вызвать ее искусственно, но когда она приходит - вы всегда это чувствуете. Пенелопа - из тех актрис, которые меня всегда интриговали: она не обладает ни одной из известных актерских техник, у нее собственная техника, которая скрыта глубоко внутри. Ей необходимо чувствовать то, что она играет. Она играет сильных женщин - в то же время она хрупка и уязвима. А еще она невероятно красива и киногенична. И не жалеет своего времени. Если я требую, чтобы она приехала на репетиции за два месяца до начала съемок, она никогда мне не отказывает.

Вы написали сценарий «Разомкнутых объятий» специально для Пенелопы?

Я писал для нее только «Возвращение», и то хотел поручить ей там другую роль! Нет, просто я работаю с актерами периодами. У меня был период Кармен Мауры и период Антонио Бандераса, период Виктории Абриль и период Марисы Паредес. Сейчас в моем календаре эпоха Пенелопы Крус. Я решаю, какую роль поручить моему любимому актеру, лишь после того, как сценарий завершен.

Главный герой вашего фильма – режиссер Матео Бланко. Вы узнаете себя в нем?

Псевдоним Харри Кейн, который носит Матео, я хотел взять себе, когда никто еще не знал фамилии Альмодовар, но мой брат-продюсер запретил мне. Все DVD и видеокассеты в квартире Матео Бланко, включая «Лифт на эшафот» Луи Маля, - из моей личной коллекции. Актер Луис Омар одет исключительно в мои пиджаки и брюки - те самые, которые я носил в 1990-х. И все это не значит, что сыгранный им персонаж - мой автопортрет. Разумеется, кинорежиссера я срисовывал с себя - других режиссеров я знаю гораздо хуже!

Сюжет вашей картины – любовь режиссера и актрисы на съемочной площадке. Это помогает фильму или мешает?

Это может быть благословлением или проклятием. Роман между режиссером и актрисой на съемках дает фильму многое, но иногда становится катастрофой. Многие великие режиссеры работали с актрисами, в которых были влюблены. Можно вспомнить и Вуди Аллена, который влюблялся в массу актрис, и Джозефа фон Штернберга с Марлен Дитрих, и Микеланджело Антониони с Моникой Витти. Росселлини и Ингрид Бергман, Феллини и Джульетту Мазину. Мартина Скорсезе и Роберта Де Ниро - тоже пара.

Может, они и не были в буквальном смысле слова влюблены друг в друга, но сравните фильмы Скорсезе с Де Ниро и фильмы, которые Скорсезе снимал с Леонардо Ди Каприо: небо и земля! Хотя Ди Каприо тоже отличный актер. Просто нет уже такой сильной любви, как тогда… Однако мне из всех этих режиссеров ближе всех Ингмар Бергман и Джон Кассаветис: их отношения с женщинами становились темами фильмов, в которых эти женщины играли. Я уважаю их обоих не только за талант, но за невероятную самоотверженность, за жестокость по отношению к себе и за откровенность. Отношения с актрисами помогли им выявить самые мрачные и темные стороны человеческой натуры.

А у вас что-то подобное случалось?

Для меня это точно было бы проклятием. Я никогда в жизни не влюблялся ни в одного из актеров моих восемнадцати фильмов. Я держусь за свою независимость и не хочу работать с тем, кого люблю. Разумеется, я имею в виду сексуальную связь - никто не помешает мне поддерживать совершенно особенные отношения с моими актерами. Со многими из них у меня на протяжении многих лет установилась крепкая эмоциональная связь.

Для кого вы снимаете кино сегодня, когда, как уверяют социологи, основная часть аудитории кинотеатров – подростки?

Я снимаю фильмы для взрослых… не в том смысле, что они «детям до 18», а просто для взрослых зрителей. Боюсь, что это навсегда. Для подростков пусть снимают другие. Главная проблема больших голливудских студий именно в том, что они делают кино исключительно для тинейджеров или тех, у кого мозги тинейджера. Я отказываюсь делать фильмы о героях, антигероях, супергероях, я не буду снимать сиквелы, приквелы и ремейки. Я осознаю, что нормальных людей сегодня можно увидеть только в независимых фильмах. Значит, такое кино - мой пожизненный удел.

Неужели вас не привлекают богатейшие возможности цифровой техники?

Проблема в том, насколько эти возможности безграничны - это убивает эмоцию. В старых приключенческих фильмах эта эмоция ощущалась, она живет до сих пор в «Копях царя Соломона» или «Могамбо» Джона Форда. Там были трюки, но не было фокусов, которых с избытком хватает во всех этих «Суперменах», «Спайдерменах» и «Людях в черном». Посмотрите на «Квант милосердия» - каких там только нет примочек и спецэффектов! А в итоге получился худший фильм об агенте 007 за всю историю бондианы. Чудовищный монтаж, плоские актерские работы. Я не против цифровой техники, просто ее должен применять человек большого таланта. Вот Хичкок, я уверен, с нынешними спецэффектами творил бы чудеса.

По умению работать с женщинами из современных режиссеров вам, пожалуй, ближе всех Ларс фон Триер. Что вы думаете о его кино?

Я не видел «Антихриста», но знаю, как много боли в других персонажах Ларса фон Триера - в героинях «Рассекая волны» или «Танцующей в темноте». Триер невероятно талантлив, чем он безумнее, тем гениальнее, но его картины вызывают у меня противоречивые чувства. Я бывший католик, ныне атеист; Триер атеист, принявший католичество. Он воспринял худшую часть католического учения и считает, что к благодати можно прийти только через страдание, через чувство вины. Я с этим категорически не согласен. Как и с отношением католиков к женщинам: они всерьез верят, что женщина - это низшее существо!

Католическое воспитание - худшее из возможных. Посмотрите на Мартина Скорсезе: прекрасный режиссер, но все его персонажи - как правило, верующие, - не дрогнув, лишают людей жизни. Лучше бы учились у тибетских монахов: вот они не считают, что для достижения счастья обязательно пережить страшную боль. А католические священники учат тебя всякой ерунде, а потом лезут тебе же в штаны, и бессмысленно жаловаться высшей инстанции, хоть самому Папе Римскому, - дело всенепременно замнут.

Неужели даже съемки для вас проходят без страданий – или хотя бы сильных переживаний?

Съемки я бы сравнил с войной. Или, точнее, с сафари, с большим и увлекательным приключением. В моей жизни приключений хватало. Одни были очень приятными, другие не слишком, были тяжелые, почти невыносимые моменты. Съемки закаляют, превращают тебя в атлета. Ты проводишь сутки на ногах, забываешь о комфорте и еде. Но знаете, что хорошо? Съемки завершаются, и все страдания испаряются, не оставляя шрамов. Эта боль реальна, но принадлежит параллельной реальности.

Текст подготовлен изданием Русский "Nesweek"



Интервью добавил: Viburnum, 14.07.2009, 14:28
Ссылка на источник: http://news.mail.ru/culture/2719580/

30.05.2015, 17:34
Оставьте первый отзыв к этому интервью.

Чтобы оставлять комментарии зарегистрируйтесь >>>